Как построить счастливый союз между сотрудником и работодателем

Коронокризис – отличное время для перестроения своей компании, усиления отделов за счет найма новых людей. На рынке труда много отличных сотрудников, ушедших из пострадавших компаний. Если вы нуждаетесь в людях, сейчас хорошее время чтобы их позвать к себе.
Правда, сотрудников, которые вам не подходят – гораздо больше. Как же нанять «правильных» людей, которые усилят вашу команду? Я решил поделиться технологией, которую мы применяем уже 3 года, постоянно улучшая и дорабатывая.

Предлагаю сразу договориться: нет «плохих» и «хороших» сотрудников. Есть люди, которые подходят и люди, которые не подходят, для работы в конкретной компании на конкретной позиции.

У бизнеса есть свои ценности, правила и принципы работы, требования и ожидания. С другой стороны – есть человек со своим набором требований, ожиданий, умений и личных качеств.

В одной компании этот человек будет эффективен, его будут уважать коллеги, и ценить руководство. В другой компании тот же самый человек может или «скучать», или даже вредить рабочей обстановке.

В этой статье мы не будем говорить о том, как отсеять «плохих» сотрудников и нанять «хороших». Мы поговорим о том, как нанять подходящих вам людей.

shagi.webp

Последовательность шагов

  1. Понять, что он будет производить.
  2. Подобрать корректное название роли или должности
  3. Сформулировать формальные критерии
  4. Создать карту компетенций
  5. Разработать механизм проверки наличия компетенций, зафиксировать все в документ
  6. Проверка действий
  7. Тестовые задачи
  8. Вопросы – ситуации
  9. Вопросы «о других»
  10. Открытые вопросы

tanec.webp

Как оценить совпадение требований с качествами?

Я покажу небольшую часть нашей карты компетенций. В первом столбце находится требование к потенциальному сотруднику на этой позиции (одна из компетенций, наличие которой нужно проверить).

Например, мы ищем руководителя отдела. Это означает что кроме профильных знаний в области (в нашем случае, в 1С), он должен уметь управлять людьми. В разных организациях будут разные ожидания, насчет того, что такое «управлять отделом».

А значит для того чтобы нанять руководителя отдела, сначала нужно четко понимать, в чем заключается работа руководителя. Если вы сами не понимаете, что значит «руководить отделом», правильного руководителя вы можете найти только случайно.

Итак, в чем может проявляться умение управлять людьми? Например, мы думаем, что руководитель:

  1. Должен заботиться о своих сотрудниках
  2. Должен давать качественную обратную связь своим сотрудникам
  3. Добиваться выполнения поставленных задач

Конечно, это не все «руководство», и даже не самое важное – наша цель сейчас разобрать пример.

В третьем столбце для «проявления» мы продумываем и записываем методы проверки. Самый плохой метод проверки – прямой вопрос. Например, такой «скажите, вы заботитесь о своих сотрудниках?». Ужасный вопрос, потому что очевиден правильный ответ «конечно да!».

Так что думаем о неочевидных способах проверки проявления. Смотрите примеры в таблице:

КачествоПроявлениеКак проверить
Управление людьмиЗабота о сотрудникахКак считаете, для чего нужен руководитель сотрудникам? Почему не могут они просто получать задачи из программы?
Управление людьмиЗабота о сотрудникахКак считаете, когда сотрудник увольняется – почему это может происходить?
Управление людьмиНавык контроля – добиться выполнения поставленной задачи в срокКак по-Вашему, от чего зависит, сотрудник выполнит задачу в срок или нет?
Управление людьмиНавык контроля – добиться выполнения поставленной задачи в срокПредставим ситуацию: Вы поручили сотруднику сделать отчет до 18-00  в пятницу, т.к. в понедельник в 9-00 Вы должны представить отчет директору. В 8-30 Вы готовитесь ко встрече и понимаете, что отчет не сделан. Что будете делать в этой ситуации? А на будущее?
Управление людьмиНавык обратной связиВернемся к ситуации, когда не был сделан отчет. Как Вы поговорите с сотрудником об этом? Что скажете?

voboi.webp

Как проверить успех?

Систему поиска своего, подходящего, сотрудника, можно считать работающей, если она результативна. Как померить и оценить качество найма? Это тема для отдельной статьи, или даже долгого разговора, или обучения. Попробуем обозначить основные тезисы, над которым стоит подумать собственнику, директору, тому кто выполняет роль HR-директора.

В Кораде, работа HR считается успешно выполненной, когда нанятый сотрудник вышел на «полную мощность», то есть начал производить свой продукт в необходимом объеме и с требуемым качеством. При этом сотрудник понимает, что от него ожидается, удовлетворен своей работой.

Если решить, что успешный найм – это найм, который закончился именно таким результатом, для его оценки необходимо замерить:

  • Продуктивность нового сотрудника (понять, когда она достигла ожидаемой)
  • Качество выполняемой работы
  • Удовлетворенность сотрудника своей работой
  • Оценку всех взаимодействующих с новым сотрудником людей.

Система найма сработала неправильно и требует доработки, если:

  • Сотрудник не прошел испытательный срок (вы попросили его покинуть компанию или он ушел сам)
  • Сотрудник не производит ожидаемый результат в нужном объеме и качестве
  • Сотрудник недоволен работой, компанией, обучением, или коллеги недовольны взаимодействием с ним

Но если системы нет, вы не сможете понять, что она сработала плохо, и доработать ее. Чем раньше построите ее, тем быстрее сможете начать ее улучшения. 

Заключение

Если вы научитесь правильно искать, отбирать и нанимать людей – вы не просто улучшите свой бизнес за счет сильных кадров.

Вы сделаете счастливее людей: у вас будут работать те, кому у вас комфортно, и ваши задачи и подходы им нравятся. И наоборот вы не возьмете к себе неподходящих сотрудников, и не будете мучать их своими требованиями и ожиданиями. Они найдут себе другую работу, которая им подходит.

Поделитесь с друзьями